Как выжить стартапу в первые три года

children

В первые три года шансы вашего стартапа на выживание весьма невелики. Статистика говорит, что около девяти из каждого десятка стартапов очень быстро сворачиваются и отнюдь не по причине отсутствия работы или отличной идеи. Провал стартапа – это недостаток дисциплины, незнание основ бизнеса, недостаточное финансирование, и так далее.

Один маркетинговый стратег любит выражать это формулой: P(s) = 1 – P(f). Это означает, что вероятность успеха равна «единице, минус вероятность провала». Чем меньше показатель в правой части формулы, тем больше вы уменьшаете вероятность провала и тем более высоки шансы на успех. Компания CarMax и уже закрывшаяся компания Circuit City строили свою деятельность именно на этой концепции. Оба этих ритейлера проанализировали те факторы, которые отталкивали людей при покупке подержанных машин и бытовой техники и максимально устранили эти барьеры, чем уменьшили вероятность низких продаж своих товаров.

Рыночная привлекательность

У вашего продукта (бизнес-идеи) должны быть «быстрые ноги». Он должен постоянно иметь устойчивую рыночную привлекательность. Почему? Рынки изменяются, и все продукты в итоге теряют популярность. Пока ваш первый продукт еще свежий и горячий, нужно быстро разрабатывать следующий продукт. Но если ваше второе изобретение не будет готово до рыночных изменений, то денежный поток оскудеет и утащит за собой на дно и ваш бюджет на исследования и разработки.

Знание рынка

Рынки приносят вам деньги. Так что незнание вашего рынка – это абсолютный проигрыш. Поскольку разработки, маркетинг и продажи – удовольствие недешевое, каждый дополнительный кусочек знаний о рынке экономит вам деньги, которые вы тратите на все эти виды деятельности.

Планируйте свою защиту

Ваш бизнес-план является нападением и агрессией: он вторгается на рыночную территорию, атакует конкурентов и, значит, должен уметь обороняться. Большинство стартапов рассматривают только агрессивное вторжение. Вы должны уметь защищать себя от бизнес-цикличности, рыночных изменений, неизбежных судебных исков и т.д. Одним из факторов снижения вероятности провала стартапа является наблюдение за атакующими и разработка линии обороны.

Будьте уверены

Чем лучше вы подготовлены, тем крепче ваша уверенность, а это и есть ключ к лидерству. Никто не пойдет в бой за трусливым генералом, а персонал не будет стремиться к успеху, если у директора не хватает мужества. Ваша эффективная подготовка также приведет к усовершенствованию методов ведения бизнеса и правильной «экипировке», что будет вдохновлять и мотивировать сотрудников.

Обращайтесь за помощью

Даже самые крупные корпорации привлекают экспертов. Вам нужны наставники, которые помогут сделать разумный выбор в той сфере, где ваших знаний недостаточно. Никогда не бойтесь обращаться за помощью. Большинство наставников никогда не откажут в советах и рекомендациях. Они могут уберечь вас как от незначительных ошибок, так и от крупных.

Упорно двигайтесь вперед

Упорство и оптимизм между собой тесно связаны. Оба они ведут к непрерывному и энергичному движению вперед, что является основой успешного бизнеса. На своем пути вы встретитесь и с «лежачими полицейскими», и с «блокпостами», но вы должны научиться их проходить. Многие стартапы терпят неудачу, потому что основатели просто сдаются, столкнувшись с препятствиями.

Причина, по которой компания по производству микросхем Micrel, основанная и возглавляемая мною вот уже почти 40 лет, смогла выжить и процветать в мире бизнеса, заключается в том, что сначала мы решали самые сложные задачи. Именно поэтому так и называется моя книга – Tough Things First («Основное внимание – самым сложным задачам»), посвященная менеджменту и лидерству в компании Micrel. То, что кажется трудным или скучным, на самом является прочным фундаментом, который многие стартапы так и не сумели заложить.

Автор: Реймонд «Рей» Зинн (Raymond «Ray» Zinn), CEO компании Micrel