Из чего складывается стоимость франшизы

Business

Каждый потенциальный бизнесмен, намеревающийся стать «франчайзи», рассчитывает стоимость франшизы, которую намерен купить. Чтобы понять, соответствует ли цена среднерыночной, необходимо разобраться, из каких элементов она состоит. Когда предприниматели планируют строить бизнес по готовой схеме и заключают договор франшизы, стоимость складывается из трех важных компонентов.

  • Паушальный платеж – единовременная выплата за покупку лицензии на право ведения хозяйственной деятельности по франчайзинговой схеме.
  • Роялти – фиксированный ежемесячный платеж за право работать по франшизе. Начисляется либо фиксировано, либо с оборотных средств или маржи.
  • Дополнительные затраты на приобретение торговой марки: инвестиции на запуск бизнес-проекта, аренду помещения, закупку оборудования, размещение рекламы и т.д.

Важно изначально включать регулярные платежи по роялти в стоимость франшизы, иначе объективно оценить расходы не получится. Фиксированные платежи используются партнерами, которым сложно рассчитать будущие доходы. Платеж в виде процента от оборота – самый распространенный вид роялти, наиболее подходящий для фирм, готовых выплачивать значительную долю от общих доходов. Выплаты с маржи, франчайзи обычно проводят в виде наценки на товар, за который платит потребитель. Стоимость роялти прописывается в договоре и составляет 1-10%, в зависимости от популярности бренда и уровня поддержки предпринимателей.

Активное взаимодействие с крупными компаниями обходится партнерам недешево. К тому же, чтобы стать их франчайзи, придется соответствовать жестким требованиям, которые подходят далеко не всем. Однако предприниматели, прошедшие так называемый «отбор», могут рассчитывать на комплексную поддержку.

Компании с менее распространенным брендом предоставляют по франшизе более привлекательные условия: сниженные расценки, упрощенные требования партнерства и прочее. Однако ничто не гарантирует, что офис сможет оказать предпринимателю весомую поддержку в сложной ситуации.

Если обобщить все сказанное, итоговая стоимость франшизы зависит от известности компании и уровня поддержки предпринимателей. Чтобы взвесить все «за и против», оценить адекватность требуемых платежей, необходимо запросить у франчайзера показатели рентабельности бизнеса и сделать расчет возможной рентабельности будущего проекта. Также на цену франшизы может повлиять ее вид (банковская, лицензионная, арендная, золотая, серебряная и пр.), территория размещения, наличие других франчайзи, уровень конкуренции.

Точной схемы для подсчета стоимости франчайзинговых услуг не существует, так как нет единых критериев оценки. Однако правило, что «чем известнее бренд, тем дороже франшиза», работает повсеместно.