Рим не был построен за один день, и Рим не был бизнес-проектом. Начните с малого, а затем уже думайте о масштабах, но сколько бизнес-книг нужно прочитать начинающему предпринимателю, чтобы это понять? Чтобы понять, что его «Рим» нельзя построить не то что за день, но и за неделю, и за год! Да, Рим стал Римом, но сначала он был крошечным поселением на берегу реки Тибр.

Ваш стартап – это крошечное поселение. Это не Рим. Спросите у любого амбициозного стартапера, что он хочет создать или уже создает, и он ответит что-то вроде: «Это как Uber, но для одежды» или «Это как Facebook, но для кошек». Потому что они не думают о себе, как о поселении, они думают о Риме!

Успешные компании были построены совсем не так. Uber сначала занимался элитными перевозками в роскошных авто. Facebook был социальной сетью для колледжей. Snapchat был приложением для секстинга, а не рекламной платформой для брендов. Все прославленные стартапы, которые сегодня в центре внимания, стали сами себе «Римом». Но когда они начинали, они были всего лишь небольшим поселением на берегу Тибра.

Однако, когда людям говорят «начинать с малого», они охотно кивают, улыбаются и отвечают «конечно, конечно», не особо задумываясь. Они хотят двигаться быстро. Они хотят поднять миллионы. Они хотят, чтобы у них был офис в Силиконовой долине с кафешкой и бариста. Они не хотят начинать с малого.

И что тогда происходит?

Они терпят неудачу. У них заканчивается финансирование. Потребители перестают делать у них покупки. И стартап сворачивается, потому что учредители не строили что-то жизнеспособное с самого начала. В глубине души каждый предприниматель знает об этой ошибке. Все они знают, чтобы сначала нужно найти что-то, что работает, а затем это масштабировать. Они даже знают, когда они лгут сами себе. Они знают, когда вещи «слишком хороши, чтобы быть правдой». Но они не слушают или же им все равно. Они стремятся к «Риму», несмотря ни на что.

Рим не был построен за один день!

Это прекрасный пример того, как ваша собственная предвзятость может быть разрушительной в мире предпринимательства. Вы настолько узко видите свою идею, что забываете о банальной математике. Вы даже не утруждаете себя сделать подсчеты, потому что считаете, что построить Рим – это быстрая и посильная задача.

Самый яркий пример этого можно рассмотреть на рекламной кампании в Facebook. Если вы правильно выполнили подсчеты, и ваша маркетинговая воронка работает эффективно, то за каждые X$, затраченные на рекламу, вы получаете чистые Y$. Таким образом, вы знаете, что на каждых 5 долларах, затраченных на приобретение пользователей, вы делаете 20 долларов. Замечательно. Теперь, когда у вас есть уравнение, вы можете масштабировать: потратьте 5 тысяч долларов на рекламу и сделайте 20 тысяч долларов. Вы начинаете с малого, вы прощупываете свою модель. И только потом вы увеличиваете масштабы.

Большинство стартапов делают все наоборот. Они собирают деньги, даже не зная на что они им, собственно, понадобятся. Они говорят об «изменении мира», но толком не понимают, как делать изменения. Они пытаются продавать идею, которая звучит великолепно в теории, но не имеет абсолютно никаких практических данных, подтверждающих, что эта идея работает или может работать.

Мы живем в золотой век предпринимательства, и «золотая» часть заключается в том, что люди «поднимают» миллионы для стартапов, которые никогда не будут работать. И сами инвесторы только усугубляют эту проблему, потому что бросают деньги в отрасли, которые якобы «горячие» и «многообещающие», не понимая, как и где их деньги будут отработаны. Это так очевидно. И все знают о том, что эту ошибку совершать нельзя, но все равно ее совершают.

Перестаньте беспокоиться о Риме в данный момент! Сначала постройте небольшое поселение, а потом развивайте его.