Франшиза: все «за» и «против»

turn-on-2923046_1920

В настоящее время существует масса мнений относительно бизнеса на основе договора франчайзинга. Кто-то советует не изобретать велосипед и работать по уже готовой модели, а кто-то не считает правильным платить деньги за то, что можно придумать и воплотить в жизнь самому. Попробуем разобраться, как обстоят дела на самом деле.

Развитие бизнеса в разных сферах привело к появлению большого количества предложений, сулящих прибыль при приобретении франшизы. Но очень часто такие предпринимательские модели предлагаются компаниями, не просуществовавшими на рынке достаточно долгого периода времени, порой, даже менее года. Есть предложения с минимальными платами за вход и отсутствием постоянных платежей роялти, а затраты не превышают порой и ста тысяч рублей. Такой способ может быть интересен тем, кто только начинает постигать азы коммерции.

Другие структуры предлагают открыть бизнес за довольно высокую цену, но все издержки обещают покрыть за счет высокого спроса и узнаваемости бренда. Привлечение партеров происходит путем наличия трендового товара и уникального предложения, не имеющего аналогов в Российской Федерации, либо нахождения в еще незанятой нише с высоким потенциальным ростом спроса потребителей. Суть проста – копирование уже сложившейся модели, зарекомендовавшей себя и применение ее на новой территории. Часто можно встретить предложения от новых игроков, информирующих всех о своей надежности ввиду наличия большого числа договоров франшизы, с целым набором преимуществ без преодоления начального этапа строительства бизнеса. Также ими выбрана тактика снижения цен начальных инвестиций ввиду проведения акции по привлечению новых клиентов.

Стоит ли говорить, что для многих таких предпринимателей основная цель – получение инвестиционных взносов, а не развитие бизнеса как такового, то есть создание массы клонов без повышения производительности и получение прибыли от продаж. Снижение цен на свой бизнес – знак, сигнализирующий о низком качестве заявленного товара или услуги, либо неудовлетворительный уровень проектирования деятельности на рынке.

Опытные бизнесмены, прежде чем вложить средства, долгое время изучают предложения и принимают решение на основе глубокого анализа ситуации. Кризисный период породил привычку бережного отношения к своим средствам, этим и пользуются те, кто предлагает за свою идею минимальную цену, завлекая клиентов низкой ценой входа. Здесь нужно видеть не столько затраченные ресурсы, сколько сам приобретаемый товар.

Стоит отметить, что франчайзер обязательно должен ознакомить своего потенциального инвестора с договором, который он обязательно регистрирует в Федеральной службе, согласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации, только в этом случае договор считается действительным. Самым тщательным образом необходимо проверять то, что предлагает собственник франшизы, обязательно позвонить в офис фирмы, а по возможности – встретиться лично с ее представителем.

Нужно выяснить и то, каким образом будет происходить продвижение в Интернете, какой сайт станет площадкой и будет ли на него доступ у франчайзи. Закон не определяет четкий набор документов, который передается франчайзером, поэтому во всем необходимо разбираться самостоятельно.

Вот несколько пунктов, наличие которых может свидетельствовать о высоком уровне приобретаемой франшизы:

— имеющийся в наличии зарегистрированный коммерческий бренд
— плановые экономические показатели для определенного региона или города
— зарегистрированный в ФИПС договор
— глубокий аналитический доклад конкурентной среды выбранного рынка
— технология производства и продажи товара и услуг с описанием всех бизнес-процессов, включая инструменты маркетинговой деятельности и остальная документация
— закрепление определенной территории ведения бизнеса
— инструменты по продвижению и рекламы проекта
— закрепление за франчайзи собственного менеджера
— сопровождение на всем временном отрезке деятельности (прописывается в договоре)
— пособия по ведению бизнеса
— различные технологии бизнес-процессов
— шаблонный документооборот.

Низкая стоимость франшизы отнюдь не гарантирует успех и получение высокой прибыли. Но при ведении бизнеса не стоит рассчитывать, что заявленная кем-то модель окажется выгодной и для другого. Тем не менее, рынок может предложить действительно качественные франшизы, которые при умелом руководстве могут превратиться в стабильный денежный поток. Стоит собрать всю имеющуюся информацию из всевозможных источников, провести собственное расследование, провести консультации со специалистами, создать собственное видение всей ситуации, и только после этих этапов претворять свою идею в жизнь.