Количество пользователей в российском интернете не увеличивается последние 2 года — оно составляет 84 млн. пользователей и динамика прироста незначительная, растет только число пользователей смартфонов. Русскоязычный сегмент интернета превратился в “красный океан” с высокой конкуренцией, где выход на рынок связан с большими ресурсами и поиском не занятых ниш.
В условиях переизбытка идей и игроков правильной стратегией является зарубежная экспансия. В качестве международного рынка многие в первую очередь рассматривают американский рынок. Безусловно, присутствие в Силиконовой долине означает возможность доступа к большему количеству пользователей или инвесторов, но конкуренция в США ещё выше, чем в России. Для выхода на этот рынок требуется не только существенные ресурсы, но и проверенный продукт.
Но мир не ограничен развитыми странами. Гораздо дешевле и перспективнее может быть запуск проекта на развивающихся рынках Азии, Южной Америки или Африки. Количество пользователей в этих странах продолжает расти: например, во Вьетнаме с 2010 по 2016 год оно выросло почти в два раза. Здесь у компаний возникает новая сложность. Качественное исследование рынка и локализацию продукта в одиночку провести почти невозможно. В таких ситуациях лучше всего найти партнера, уже обладающего нужной экспертизой и инсайдами и готового делиться опытом. Существенную роль в экспансии интернет-компаний начинают играть инвестиционные организации, обладающие ценными данными и средствами, необходимыми для выхода за границу.
Одним из таких фондов является AD.RU, который предлагает проектам помощь в освоении новых рынков. Команда фонда знает особенности развивающихся регионов и обладает необходимой экспертизой в более чем 140 странах, а особое внимание в данный момент уделяет Вьетнаму, Таиланду, Перу, Чили.
Партнёрство с фондом начинается с простых шагов. Проекты должны иметь работающую технологию и команду, обладать высокой маржинальностью и быть готовыми к адаптации своих продуктов под новые рынки. Этими продуктами могут быть сервисы знакомств, образовательные продукты, онлайн-сервисы B2C, мобильные приложения, E-Com-платформы, маркетплейсы или медицинские проекты. Фонд решает трудности команд, связанные с экспансией, выступая не просто финансовым инвестором, а полноценным партнером в развитии и освоении новых территорий.
Интересующие фонд проекты получают грант, который направляется на проведение рекламной кампании с привлечением зарубежного трафика. Грант позволяет оценить, готов ли продукт к экспансии, проанализировать юнит-экономику проекта и, самое главное, — начать совместную работу. После освоения гранта фонд и проект определяют перспективы дальнейшего сотрудничества.
Фонд AD.RU инвестирует в интернет проекты, готовые для выхода на развивающиеся рынки. Компания получает сильного партнера для выхода в нужный регион, а фонд получает необходимый поток заказов и экспертизу по его обработке в конкретном регионе. Фонд делится опытом по настройке региональных кампаний, по созданию и локализации продукта под специфические требования рынков и по сбору местной аудитории для проверки гипотез. Так компания решает насущный для любого бизнеса вопрос: где найти клиентов на новых рынках и как с ними работать. Такая модель подходит для проектов с доказанной бизнес-моделью, укомплектованной командой, возможностями для региональной экспансии.
Таким образом, сотрудничество с инвестиционным фондом может открыть для компаний новые рынки и множество возможностей, которые невозможно получить другим способом. Для этого компании нужно только собрать все необходимые данные по прибыльности и маржинальности проекта, предоставить доказанную бизнес-модель, выбрать партнёра и оставить заявку. Вся дальнейшая работа будет вестись совместно с фондом под руководством опытных людей и по строгому плану.