Стартап Mishiko получил $1,7 млн, разработавший «умные» ошейники для собак. Участниками сделки стали основатель inMedia Евгений Жуланов и фонд Salarian Capital, сообщил «Ъ» господин Жуланов и подтвердила сооснователь Mishiko Екатерина Сединина, также поучаствовавшая в инвестраунде. Финансирование пойдет на экспансию в Европе и разработку платформы Mishiko IoT DevKit. В 2015 году проект привлек $2 млн от Sitno Holding и частных инвесторов из РФ.
Первым продуктом Mishiko стал ошейник для собак, на котором закреплен трекер. Он использует сотовую связь для передачи данных, поэтому для его работы требуется оплата услуг сотового оператора. Устройство без подписки стоит 9 тыс. руб. для российского рынка или €119 — для европейского; с безлимитной подпиской — 11,9 тыс. руб. или €169. Подписка на подключение устройства обойдется в 350 руб. или €4,9 в месяц. Продажи этих ошейников начались в сентябре 2016 года в России, Словакии и Чехии. В РФ они продаются на Ozon.ru, в Европе — в сетях Reedog и Agora, говорит Екатерина Сединина. На рынки Чехии и Словакии приходится уже около 60% всех проданных устройств, а всего продаются «сотни трекеров каждый месяц». «Сейчас мы работаем над запуском проекта в Великобритании, где уже зарегистрирована компания»,— добавила она.
Сделка с Mishiko стала первой инвестицией Salarian Capital. Фонд основан в декабре 2016 года менеджерами холдинга InMedia во главе с его гендиректором Евгением Львовым. В состав InMedia входят мажоритарные доли в восьми компаниях, в том числе агрегаторе прав на кинофильмы и провайдере цифрового ТВ ООО «Брэдбери Лаб», среди его совладельцев кинорежиссер Никита Михалков, а также ООО «Фрэшсторе Сервис», разрабатывавшее ПО для игровой платформы «Ростелекома». InMedia управляет собственными компаниями, поэтому родилась идея создать отдельный фонд, который работал бы с внешними инвесторами, говорит господин Львов. По его словам, объем Salarian Capital «составляет около $10 млн».
Вице-президент по технологиям Sistema VC Дмитрий Филатов не видит в Mishiko «технологического прорыва». «Ошейникам, отслеживающим перемещение собаки и ее активность, около десяти лет. Это, скорее, обычный бизнес»,— констатирует он. При этом рынок для таких устройств есть, и он немаленький: владельцы собак традиционно много тратят на аксессуары для животных, признает господин Филатов. В РФ на домашних питомцев в среднем тратят около 15 тыс. руб. в год, уточняет инвестиционный менеджер ФРИИ Никита Юрьев. «Если продукту удастся завоевать хотя бы 10% рынка, реализовав около 40 тыс. устройств, то это принесет около 500 млн руб. выручки»,— оценивает эксперт. При этом высокая цена Mishiko ограничивает число потенциальных покупателей в РФ, по оценке Никиты Юрьева, устройство доступно максимум 1% от общего количества российских домохозяйств (545 тыс.). Однако продукт, по его словам, может быть успешен в Европе и Азии.