Составляем бизнес-план правильно

writing-933262_1920

Создать бизнес, который будет приносить не только моральное удовлетворение, но и прибыль, дело нелегкое. Начинающий бизнесмен еще в начале пути должен грамотно и рационально распланировать каждый свой шаг. Именно поэтому многие юридические лица решают начать свое дело с составления бизнес-плана. 

Бизнес-план это своего рода инструкция по реализации какого-либо проекта. Он должен отвечать на три главных вопроса: «что вы хотите», «как вы это будете делать», «что вам для этого потребуется». Создавая этот документ, вы должны четко оценивать свои ресурсы и запросы рынка. Также в бизнес-плане вы должны указать слабые места и подводные камни проекта. 

Первый раздел бизнес-плана является основным. Вы должны вкратце описать содержание проекта, то есть сторонний человек при прочтении этого блока должен понять, что вы хотите создать и к чему это приведет. Здесь же вы должны обозначить ваших конкурентов, рассказать о преимуществах перед ними. Допустим, вы решили открыть учебный центр. Обозначьте дату открытия, форму собственности. Опишите, кому будут оказываться услуги, например, дошкольникам, детям ясельного возраста и т.д. Укажите, откуда будут привлечены средства и на что они пойдут. В этом же разделе вы можете прописать срок окупаемости проекта. Объем этого блока не должен превышать одной страницы. 

Следующая часть бизнес-плана раздел маркетинговых исследований. Сюда вы должны включить всю информацию о вашем товаре или услугах, причем нужно рассказать о продукте так, чтобы читатель понял, что ваше предложение уникально, ценно и оно будет пользоваться спросом. Обязательно включите в этот раздел характеристику товара, опишите возможные недостатки и укажите, как вы будете их преодолевать. 

Обязательно проанализируйте рынок сбыта по сегментам, например, по географическому положению, типу потребителей. Выявите потенциальных покупателей, исходя из их возраста, социального положения, рода занятий и уровня доходов. Расскажите, как вы будете продвигать ваш продукт, какую рекламу вы будете использовать. Непременно включите в маркетинговый раздел анализ изменения спроса на предлагаемый продукт. Для написания этого блока используйте статистические данные, информационные источники и личные наблюдения. 

Опишите ваших потенциальных конкурентов. Проанализируйте их слабые и сильные стороны, укажите цены, установленные ими на идентичные товары или услуги. Расскажите, каким образом они привлекают своих клиентов. Обязательно обозначьте преимущества вашего продукта перед тем товаром, который уже находится на рынке сбыта. 

Проанализировав торговую площадку, попытайтесь спрогнозировать объем продаж своего продукта на начальном этапе работы. Обязательно разбейте прогноз по месяцам. Сделайте акцент на сезонности. Например, если вы решили открыть учебный центр, вы должны понимать, что в летние месяцы спрос немного поутихнет. Именно это и укажите в бизнес-плане, аргументировав свои предположения. 

Далее вы должны подробно описать план продвижения товаров или услуг. В этом блоке необходимо рассказать, как потребители узнают о вашем предложении, сколько вы готовы вложить денег в рекламу, какую информацию о товаре вы будете предоставлять потребителям. Здесь же укажите, как вы намерены продавать свой товар (оптом или в розницу), какие торговые площадки вы планируете использовать (магазин, сайт, телефон).

Следующий раздел очень важен, так как в нем затрагивается финансовая сторона вопроса. В этом блоке вы должны доказать то, что ваш бизнес-проект рентабельный. Сначала расскажите читателю о том, где будете арендовать помещение и на каких условиях, какое оборудование вам необходимо закупить, что понадобится из сырья и материалов. Укажите накладные расходы. Обоснуйте потребность вашего проекта в персонале. Опишите степень профессионального опыта сотрудников, расскажите, как вы будете искать людей для работы, изложите информацию о режиме труда и системе оплаты. 

В следующей части бизнес-плана вы должны внести сведения об организационно-правовой форме собственности. Тут же можно рассказать о необходимых лицензиях, разрешениях, согласованиях с различными инспекциями. Определите, какие затраты вы понесете при регистрации проекта. Обязательно напишите о составе руководства, об опыте в сфере бизнеса, выделите возможные каналы профессиональной поддержки. В этот блок непременно включите информацию о бухгалтерском и управленческом учете.

Далее соберите воедино все сведения о финансовой стороне проекта. Определите источники финансирования (субсидия, кредит, личные средства, лизинг и т.д.), составьте сводную смету затрат, произведенных еще до получения первой прибыли, внесите информацию о предполагаемых налоговых отчислениях. В этом разделе вы должны предоставить план ожидаемой прибыли и возможного убытка, план движения денежных средств. Обязательно рассчитайте основные показатели, например, рентабельность, срок окупаемости проекта. 

Последний раздел бизнес-плана должен содержать информацию о возможных рисках проекта. Например, здесь вы можете говорить о падении спроса на товар из-за инфляции, сезона. Также сюда можно включить информацию о подорожании сырья, невыполнении условий договора поставщиками. Пропишите и меры по предотвращению этих рисков. То есть в этом разделе вы должны показать пользователю, какие подводные камни могут быть в проекте и как минимизировать потери. 

Как видите, составить бизнес-план достаточно сложно, именно поэтому многие бизнесмены обращаются за помощью к профессионалам в этой области. Но если документ вы составляете для себя, а не для инвесторов, то оформлять его лучше самостоятельно, так как вы будете лучше понимать суть своего проекта.