Крис Гильбо. Стартап за $100

Проблема большинства книг с подобным названием в том, что они врут. По сути, с самого начала. Внимательное прочтение книги показало, что из представленных стартапов $100 на начало не хватило практически никому. Да, приведены примеры, когда кому-то было достаточно своей фантазии или же ему просто сопутствовал успех, но критическое прочтение текста и собственный жизненный опыт доказывают: $100 мало, чтобы начать зарабатывать деньги. Мы говорим не о тысячах долларов, а о суммах, которых будет достаточно для нормальной жизни. Бизнес – это не только купил/продал. Здесь нужно работать, жертвовать своим временем, выкладываться на полную. Конкурентов на рынке – миллионы. Чтобы выделиться, нужно потратить очень много сил и времени, читать правильные книги, разбираться в законодательстве. Возникает закономерный вопрос: почему книга Гильбо стала бестселлером? Редакция MacBANG! нашла тезисы не только ложные, но и полезные.

Советы

Ричард Брэнсон, известный бизнесмен, основатель компании Virgin, выпустил книгу «К черту все! Берись и делай». Описывая свою историю успеха, он всегда опускает сложные моменты и говорит лишь об успехе/неудаче как результате. Всему этому сопутствует тяжелая работа, но главная мысль в том, что при появлении идеи нужно просто взять и воплотить ее в жизнь. В книге Гильбо такая мысль также высказывается, но уже на последних страницах. Да и встречается всего два раза. Прежде чем высказать ее, Гильбо пытается дать советы, которые стали результатом исследования десятков самых разных бизнес-историй. В этом, собственно, большое достоинство книги. Истории не похожи друг на друга. Так же, как и советы. Если у вас есть идея, ее можно проанализировать по разным параметрам и проверить, жизнеспособна ли она. Примечательной была предварительная проверка. В одной из историй парень поместил в газете объявление о запуске специального программного обеспечения, которого у него на самом деле не было. На следующий день он получил уже два заказа. Покупателям он предложил подождать 1 месяц, взамен чего предоставлял им версию 2.0 совершенно бесплатно. За месяц был создан продукт, первые покупатели были полностью удовлетворены, число заказов выросло до 20. Еще один хороший пример: влюбленная пара, отправляясь на отдых в другой город, была не удовлетворена гидом и картами. Изучив вопрос, молодые люди создали свой вариант. Сегодня на этом построен неплохой бизнес. Эти люди лишь попробовали на других то, что сделали для себя. Здесь нет универсальных советов, а значит, на свой будущий бизнес можно смотреть с разных сторон.

Изучите вопрос

Бросаться в бизнес сразу с головой не стоит. Особенно если вы собираетесь заняться торговлей. Гильбо советует изучить вопрос, но не так, как описано в большинстве учебников. Бизнес-план пока оставим в стороне. Наше задание – составить план для себя и ответить на ряд вопросов: «на чем я буду зарабатывать, сколько именно, как этого достигнуть». Деньги, по словам автора, главное. Ведь ради них все это и делается. Желание сделать мир чуточку лучше есть у всех, но и о расчетливости нельзя забывать. Помимо денежного вопроса, Гильбо просит начинающих бизнесменов учитывать и проблемы. Несложно создать, сложно продать. Перед запуском бизнеса желательно составить себе список трудностей, которые предстоит преодолеть. Затем ответить на каждый из вопросов и понять, поможет ли этот ответ решению. Оставлять вопросы без ответа не стоит: в будущем это может обернуться большими проблемами. Готовым нужно быть не только к проблемам и провалам, но и к успеху. Дело в том, что часто бизнес начинает расти стремительно, и не готовый к этому человек может все упустить. В таком случае нужно уметь делегировать полномочия, отдавать часть работы на аутсорсинг, не бояться нанимать дополнительный персонал. Единственное, что нужно всегда оставлять за собой, – финансы. Если директор не знает своих показателей, это полный провал.

Сервис

Никогда не забывайте о людях, которым что-то продали. Открыли магазин? Предоставьте им внимательное обслуживание. Интернет-магазин? Отправьте через месяц после покупки красивую открытку на e-mail или домашний адрес. Важно не один раз продать, важно удержать клиента. Если у покупателя будет приятное впечатление о вашем бизнесе, он  обязательно вернется или посоветует другу. Сарафанное радио – одна из самых мощных реклам. Простой, но очень яркий пример – рикша, которого заметил Гильбо. Он не берет случайные заказы с улицы, а работает на постоянных клиентов, для которых готов откликнуться в любой момент дня и ночи. Довольные клиенты советуют его своим знакомым. Что для этого потребовалось? Лишь выучить несколько приятных английских слов и предложить клиенту свои контакты. Всегда будьте внимательны к клиентам, ведь именно они являются источником вашего дохода.

Удобные платежные инструменты

Возможно, пример Гильбо будет не совсем уместным для нашего региона, но суть остается прежней. Автор много говорит о пользе PayPal, легкости его подключения, а также доступности для пользователей практически в любой части мира. У нас PayPal пока представлен слабо, но задача бизнесмена стоит в том, чтобы дать покупателям удобный для них способ оплаты. Банковские карты, электронные деньги – подключите побольше самых разных инструментов. Это позволит покупателю с легкостью оплатить покупку и оставит приятное впечатление о магазине/услуге.

Провал

По словам автора, большинство из опрошенных им бизнесменов организовали успешный бизнес далеко не с первого раза. В этом и суть: не опускать руки после первой неудачи. Это лишь значит, что вопрос был изучен не до конца, и вместо того, чтобы работать по 100 часов в неделю, начинающий предприниматель сразу после запуска каждый день отправлялся в дорогой ресторан. Бизнес – это большая ответственность, поэтому если все продумано не до конца, неудача не заставит себя ждать. Даже если продукт будет уникальным, пользователи могут отказаться от него в случае отвратительного сервиса или некачественного товара. Часто провалы бывают и по другой причине: человек делает не то, что ему нравится. Упоминаемые Гильбо люди достигли успеха в тех сферах, которыми увлекаются. Вот только понимание этого приходит слишком поздно.

Краудфандинг

Если ваш продукт действительно уникален, это должны увидеть не только друзья, но и общество. Сегодня есть масса площадок, которые помогают привлекать деньги еще до того, как сама вещь будет создана. Известный в США портал Kickstarter в марте собрал совокупно $1 млрд, что позволило воплотить в жизнь десятки тысяч проектов. Пусть за вашу идею голосуют покупатели. Именно таким способом Гильбо собрал деньги на один из своих курсов.

Мотивация, но не романтика

В самом начале мы говорили, что создать стартап за $100 практически невозможно. Если читать книгу Гильбо, не относясь к ней критически, все будет выглядеть сказкой, где сотни людей успешно зарабатывают более $50 000 в год. К слову, не самые большие деньги для Америки. Мы не советуем этого делать. Во-первых, только зря потратите время. Во-вторых, не заметите главного. Примеры всех начинающих бизнесменов становятся мотивацией для людей, которые потеряли веру в себя, а между строк можно обнаружить реальные советы. Дейл Карнеги в своей книге «Как приобрести друзей и оказать влияние на людей» пишет, что его книгу нужно читать по частям, главу за главой. Так и здесь. Чтобы получить правильную мотивацию и при этом не упустить важные замечания и советы, читайте по 10 страниц в день, все обдумывайте, перечитывайте. Взялись за организацию бизнеса? Прямо в реальном времени и проверяйте советы Гильбо.

Стартап – это нелегко. Но кто знает, возможно, это будет самым увлекательным приключением в вашей жизни. Важно понять: к каждому путешествию нужно подготовиться.